О рассмотрении обращения от 8 ноября 2017 г. N 224
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев Ваше обращение относительно применения отдельных положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем в пределах установленной компетенции полагаем возможным отметить следующее.
Позиция Минэкономразвития России по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Закона N 218-ФЗ, размещается на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе "Недвижимость" (Главная/Документы/Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости), а также доступна в справочных правовых системах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Так, позиция Минэкономразвития России относительно порядка внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и оформления межевого плана в случае уточнения границ земельного участка, смежного с уточняемым земельным участком; об указании в межевом плане сведений о значениях координат характерных точек границ смежного земельного участка; о пересечении границ смежного земельного участка с другим земельным участком, не являющимся объектом кадастровых работ отражена в письмах Минэкономразвития России от 23 июня 2014 г. N Д23и-2144, от 17 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-4408 (доступны в справочных правовых системах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
В дополнение данной позиции Департамент недвижимости отмечает.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В силу части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
По общему правилу, исходя из положений частей 2, 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ, местоположение границ земельного участка считается согласованным:
при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком - объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка - объекта кадастровых работ.
Согласно части 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ уточнение границ земельного участка представляет собой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, и осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ определено, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Исходя из изложенного, при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка - объекта кадастровых работ и в случае необходимости внесения изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади смежных с ним земельных участков, такие изменения вносятся в ЕГРН на основании одного заявления об осуществлении государственного кадастрового учета при наличии в акте согласования границ личных подписей заинтересованных лиц, в том числе, если уточнение границ земельного участка связано с устранением реестровой ошибки. При этом в случае отсутствия в сведениях ЕГРН о земельном участке описания местоположения его границ отсутствует характеристика, изменение которой может быть осуществлено.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с Законом N 218-ФЗ решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принимаются государственным регистратором самостоятельно, в каждом конкретном случае исходя из формы и содержания представленных заявителем документов по результатам их правовой экспертизы.
Приостановление учетно-регистрационных действий может быть обжаловано в административном и судебном порядке (статьи 26 и 29 Закона N 218-ФЗ, статья 26.1 Закона N 221-ФЗ).
Дополнительно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Врио заместителя директора
Департамента недвижимости А.В. Нуприенкова